Нарушение функций позвоночника и опорно-двигательного аппарата у детей. Основной причиной этих нарушений является комплекс родовой травмы и наследственных смещений шейных позвонков с различной степенью сдавления спинного мозга и крупных сосудов шеи. Это вызывает изменение внутричерепного давления с нарушением функций гипофиза, что проявляется в недостаточном росте ребенка или в быстрой акселерации. В результате развивается нарушение осанки с деформацией грудной клетки (воронко-образной или клиновидной формы), сколиоз, кифоз, плоскостопие, неправильное развитие легких и клапанов сердца, появляются предвестники бронхиальной астмы и аллергии, страдает функция печени, кишечника, мочеиспускание (энурез). Снижается иммунитет и сопротивляемость простудным заболеваниям. Ухудшается успеваемость в школе и общее развитие ребенка. Вследствие родовой травмы черепа и шейного отдела позвоночника возникает скрытая недостаточность кровообращения головного мозга, которая проявляется в случае повышения требований к мозговому кровотоку. В обыденной жизни нарушения малозаметны - это может быть неусидчивость, капризность, невнимательность, утомляемость, укачивание при езде в транспорте, тошнота. Но когда надо долго сидеть на уроке и стараться слушать и запоминать появляются головные боли, нарушение зрения, головокружение, шум в ушах и в голове, ухудшение памяти, снижается умственная работоспособность. У таких детей как правило нарушена осанка, может быть искривление позвоночника, кривошея, дисплазия тазобедренных суставов, плоскостопие. Роды создают прямое травматическое воздействие на позвоночник ребенка. Последствие сжатия позвоночника в продольном направлении это остеохондроз, который может не купироваться до 2 лет. Самому сильному воздействию подвергается шейный отдел. При травме шейного отдела может быть беспричинный плач, нарушается сосание и глотание, возникают срыгивание, поперхивание. Травма шейного отдела вызывает повышение внутричерепного давления с нарушением функции гипофиза - замедляется рост ребенка. Возникает задержка психического развития . . может быть кровоизлияние в мозг с нарушением функций черепномозговых нервов - речевой (заикается или поздно начинает говорить), нарушение слуха, нарушение зрения. Мануальный терапевт–остеопат владеет специальными методами диагностики, позволяющими определить, какое нарушение произошло, определить направление смещения костей черепа и позвоночника и может провести коррекцию и восстановить их нормальное положение. Таким образом запускается процесс выздоровления, который протекает неопределенно долго и должен контролироваться врачом остеопатом. Важной задачей является исследование безусловных рефлексов новорожденных. Вы можете сами попытаться оценить эти рефлексы у ребенка с помощью простых приемов диагностики на предмет минимальных повреждений ребенка в родах уже в первые дни после выписки из родильного дома, а если не сможете, то при визите к неврологу должны знать какие рефлексы он должен проверить и спросить врача как он их оценивает и что делать , если есть нарушения. Рассмотрим самые основные. # Поисковый рефлекс: Поглаживание в области угла рта ребенка вызывает опускание нижней губы и поворот головы в сторону раздражителя. Безукоризненным и четким рефлекс должен быть с обеих сторон с момента рождения. Если он снижен и не симметричен или отсутствует, это говорит о повреждении головы и верхнешейного отдела позвоночника. Рефлекс в норме убывает к трем месяцам. # Хоботковый рефлекс: Вызывается постукиванием пальцем по верхней губе, в ответ происходит сокращение мимической мускулатуры и губы складываются в виде хоботка. Если рефлекс отсутствует, это говорит о неврологической симптоматике со стороны головы и черепно - мозговых нервов. Постепенно рефлекс угасает ктрех месячному возрасту. # Сосательный рефлекс: Имеется у всех здоровых новорожденных. Если поместить палец в рот ребенка на 3-4 см. то он сразу начинает сосать. Если ребенок это не делает или делает слабо, это говорит о нарушении функции черепных нервов. # Хватательный рефлекс: В ответ на поглаживание ладонной стороны кисти возникает сгибание пальцев и захватывание предмета. Иногда он сжимает так крепко, что его даже можно приподнять. В норме рефлекс симметричен с двух сторон. Если рефлекс слабый или несимметричен, это говорит о нарушении в нижнешейном отделе позвоночника. Убывает рефлекс к 3-4 мес и переходит в условный. Ребенок начинает брать предметы. # Рефлекс Моро: Если неожиданно ударить с двух сторон по подушке, на которой лежит голова ребенка, то он разводит руки согнутые в локтях и растопыривает пальцы. Рефлекс должен быть симметричен, если его нет или он слабый, то это говорит о повреждении структур нижнешейного отдела позвоночника. В норме рефлекс убывает к 3-4 мес. # Рефлекс опоры: Суть рефлекса, если ребенка взять под мышки то он рефлекторно сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах, а поставленный к опоре он разгибает ноги и плотно стопой прижимается к поверхности. Это норма для всех детей. Если опора осуществляется на цыпочки или с перекрестом ног, то это говорит о неврологической симптоматике и увеличенном тонусе ног. Постепенно этот рефлекс убывает к 3-4 недельному возрасту. Исследование его является очень важным. # Рефлекс ползанья Бауэра: Присутствует у всех здоровых новорожденных. Уложенному на живот ребенку слегка давим на подошвы, в ответ он рефлекторно выполняет движения ползанья. Если он этого не делает или делает вяло, это говорит о проблемах в поясничном отделе позвоночника. # Защитный рефлекс: Суть рефлекса в том, что уложенный на живот новорожденный сразу поворачивает голову и пытается ее приподнять. Если он этого не делает или делает вяло, это говорит о травме шейного отдела позвоночника. Защитный рефлекс у здоровых новорожденных выражен очень постоянно, а после полутора месяцев, ребенок пытается удерживать голову сам. |